Календарь матчей Тоттенхэм Хотспур | Состав Тоттенхэм Хотспур | Трансферы Тоттенхэма

Великий Артур Роу

ваше мнение об отдельных игроках, президентах и тренерах Тоттенхэм Хотспур

Великий Артур Роу

Сообщение hotspur » 15 авг 2012, 20:01

Чисто английский провидец

Спецпроект Бей-беги рассказывает о легендарном тренере Тоттенхэма.

Его последнее публичное выступление было в кресле у себя дома – более чем скромный антураж для одного из самых выдающихся людей футбола. Это была финальная сцена программы, посвященной столетию клуба Тоттенхэм Хотспур. Артуру Роу, менеджеру, который в 1951 году привел команду к первому в ее истории чемпионскому званию, задали вопрос, что для него значит Тоттенхэм. Он долго пытался совладать с эмоциями, что стоило ему немалых усилий. Наконец он взглянул на интервьюера и произнес: «Я люблю Тоттенхэм. Это великий клуб и быть причастным к нему… – эмоции снова захлестнули его, но он сумел буквально прошептать последние слова: быть причастным к нему очень приятно».

Получился очень трогательный эпизод. Режиссер программы явно знал толк в тишине и паузах. Благодаря этому удалось очень точно передать образ Артура Роу, являвшего собой смесь традиционной английской сдержанности и тихой страсти. История Артура Роу – это история о новаторстве и амбициях, о радости и грусти. Это история, которая достойна того, чтобы ее рассказать снова и вернуть тем самым ее героя на заслуженное место.

Когда сегодня составляются рейтинги выдающихся тренеров в истории футбола, Роу вспоминают лишь изредка. Он работал в эпоху, когда телевидение еще не захватило власть над игрой, когда личность не прокладывала локтями путь к известности. Конечно, футбол пользовался не меньшей популярностью, чем сейчас, и Роу в свое время был весьма почитаем, но с годами его стали забывать. Стэнли Мэттьюза и Нэта Лофтхауса, других героев той эпохи, и сегодня помнят не только ценители футбольной истории. Может быть, потому, что футболисты имеют больший статус в коллективном сознании, нежели тренеры. Но даже если и так, то почему тогда помнят Герберта Чепмэна и Стэна Каллиса? Роу никогда не держался на виду и не выпячивал своих достижений. Он просто делал свою работу как нечто само собой разумеющееся.

Артур Роу был не просто выдающимся тренером в английском футболе, он был выдающимся тренером для английского футбола. Можно утверждать, что без Роу английский футбол оставался бы еще дольше в коконе предполагаемого превосходства над остальным миром. Можно предположить, что Роу не получил заслуженное признание потому, что в то время попросту не до конца осознали, что он сделал. Если бы не Роу, один из самых заслуженных людей английского футбола мог бы не достичь самой желанной цели для всех футбольных клубов ХХ века. Тоттенхэм Билла Николсона, сделавший исторический «золотой дубль», основывался на стиле игры, что был привит Артуром Роу. Эта команда стала первой в Англии, кому удалось обыграть ведущие коллективы континента, завершив таким образом интеграцию в современный футбол. Роу сумел воплотить новые идеи в новый стиль игры. Как и все гениальные провидцы, он понял, что, совместив свои знания со знаниями мира, можно получить нечто принципиально новое. Артур Роу был молчаливым гением футбольной революции.

Профессор в Венгрии

Роу появился на свет в 1906 году в Тоттенхэме, неподалеку от стадиона Уайт Харт Лейн. Когда ему исполнилось 15 лет, на него обратили внимание в клубе, а спустя два года, отыграв за фарм-клубы Чесхант и Нортфлит Юнайтед, Роу был подписан как аматор. Его связь с Нортфлитом позволяет проследить стиль игры, которому было суждено изменить футбольный мир.

В начале 1920-х годов Питер Макуильям, шотландский тренер Тоттенхэма, сумел убедить клуб из Кента, чтобы тот обкатывал талантливую молодежь, обучая ее стилю игры, который Макуильям считал единственно верным. Пространство и порядок, гибкость и взаимозаменяемость, мяч внизу и поменьше беготни.

В 1934 году 19-летний полузащитник Вик Бекингем подписал контракт с Тоттенхэмом, но первый сезон провел в Нортфлите. В составе Шпор он сыграл 230 матчей, почти все под руководством Макуильяма. Когда в 1949 году Бекингем повесил бутсы на гвоздь, он под влиянием Роу, которого называл своим учителем, перебрался на тренерскую работу. В сезоне 1953/54 Бекингем едва не стал первым менеджером, сделавшим «золотой дубль». Его Вест Бромвич Альбион завоевал Кубок Англии, а в чемпионате уступил всего четыре очка Вулверхэмптону. В 1959 году Бекингем перебрался в амстердамский Аякс, где его идеи стали фундаментом системы, известной ныне как «тотальный футбол». Именно он приметил талантливого молодого футболиста Йохана Круиффа, которому помог развиться и сформироваться.

Роу играл вместе с Бекингемом, их отличали схожие взгляды на игру. Как игрок Роу был хорошо обученным центральным защитником, который вместо общепринятой практики бить мяч подальше от ворот предпочитал аккуратно и конструктивно им распоряжаться. В 1933 году, когда Тоттенхэм занял в чемпионате 3-е место, Роу дебютировал в сборной Англии. Значимость Роу для игры Тоттенхэма легко проследить по такому факту: когда в следующем сезоне Артур получил тяжелую травму, команда посыпалась. Роу так и не удалось полностью восстановиться, и после очередной травмы в 1939 году он завершил игровую карьеру.

Но он не собирался прощаться с футболом. Думающий игрок, он хотел воплотить свои мысли в качестве тренера. Тогда же, в 1939 году, Роу прочитал в Венгрии курс лекций и имел такой успех, что обозреватель уважаемого журнала Nemzeti Sport Ласло Фелеки написал письмо главе Футбольной Ассоциации Стэнли Роузу, в котором благодарил за то, что тот рекомендовал именно Роу. Венгры собирались назначить Роу «профессором первых тренерских курсов в стране» и поручить ему «подготовку аматорской сборной к Олимпиаде 1940 года в Хельсинки».

Судя по всему, Фелеки играл роль посредника между венгерской Футбольной Ассоциацией и англичанами. Идея, как видно из его письма, состояла в том, чтобы «с помощью англичан заложить основы нового венгерского футбола». Фелеки был уверен, что «Роу окажется наилучшим выбором». В завершении Фелеки заметил: «Если нам придется искать кого-то другого, мы бы хотели найти кого-то похожего на Роу футбольными знаниями, интеллигентностью и манерами». Не стоит думать, что континентальные федерации тянулись за знаниями к мудрой Англии. Нельзя забывать, что венгерская школа футбола уже развивала собственные идеи. Но в лице Артура Роу венгры увидели единомышленника.

В 1930-е годы школа футбольной мысли, зародившаяся в кофейнях центральной Европы, бросила вызов эстетически ограниченной британской схеме W-M. Это была надежная модель игры, в которой стопперы мешали сопернику играть, а завладев мячом, быстро посылали его далеко вперед на мощных форвардов. Передачи, особенно короткие, считались не очень-то британским методом, потому к такому стилю игры относились настороженно. Новая школа футбольной мысли разработала более тонкий подход. Он заключался в том, чтобы нападающие отходили вглубь поля, где они получали мяч и начинали комбинационную игру. Умение связать игровые линии становилось все более важным.

Для человека, воспитанного на философии Питера Макуильяма о пространстве, порядке и работе с мячом, стало отличным опытом внедрение в среду, где формировались похожие идеи. На венгров произвел впечатление англичанин, который проявил себя на родине футбола, однако оказался открытым и любознательным к новой эстетике. Двое слушателей лекций Артура Роу впоследствии сами внесли громадный вклад в развитие игры. Это были Густав Шебеш и Ференц Пушкаш.

Роу так и не принял предложение венгерской Футбольной Ассоциации. Началась Вторая мировая война и Роу пришлось вернуться домой, где он руководил армейской футбольной командой. В 1945 году он возглавил клуб Челмсфорд Сити, с которым выиграл чемпионское звание в Южной Лиге. Роу быстро завоевал репутацию новатора, способного просто доносить свои идеи до сознания игроков. 4 мая 1949 года Роу сменил Джо Халма на посту менеджера Тоттенхэма.

«Отдай и откройся»

Его первым подписанием стал правый защитник по имени Альф Рамзи. Рамзи оказался важнейшим компонентом к новому подходу, который Роу незамедлительно внедрил в команде. В своей книге «Football, My Life» капитан Тоттенхэма Рон Бёрджесс так описывал те первые дни совместной работы: «Едва мы собрались на тренировке, Роу познакомил нас с новой схемой игры. Первым делом мы обсуждали проект в раздевалке, и, слушая революционные идеи Роу, я видел сомнение на лицах многих игроков». Но практические занятия сумели убедить команду лучше, и Бёрджесс вскоре признался Роу, что ему «не терпится попробовать новую манеру игры в чемпионате». «Я понял, - писал он, - что эта тактика поможет нам завоевать английский футбол».

Называя тактику «революционной», Бёрджесс в то же время замечает, что «ничего оригинального в ней не было». «Наш стиль являлся просто адаптацией континентальных идей, которые основывались на передачах максимум на 15-20 ярдов, при этом ни один игрок не держал мяч дольше, чем было нужно». Именно этот стиль Роу держал в уме, когда приглашал в Тоттенхэм Альфа Рамзи, настроенного на созидание защитника, но и его пришлось обучить азам нового подхода. Он попросил новичка отказаться от длинных передач вперед на нападающих, а взамен отдавать короткие, аккуратные пасы оттягивающемуся назад правому крайнему Сонни Уолтерсу. Благодаря этому у Уолтерса появлялось пространство, ведь левый защитник соперника не спешил бросать свою позицию и следовать за ним. А если Рамзи, отдав пас, продолжал движение и смещался немного в центр, появлялась новая возможность для продолжения атаки. Роу хотел, чтобы его команда строила свои атаки на контроле мяча. Он любил повторять: «Хороший игрок бежит к мячу, плохой – за мячом».

Этот стиль получил известность как «push-and-run» («отдай и откройся»), но Бёрджесс объясняет, что на самом деле все было немного сложнее. «Вингеры стали играть глубже, чем в прежней схеме, и это позволило им быть больше вовлеченным в командную игру, их взаимодействие с инсайдами стало еще одним важным моментом в схеме». Бёрджесс писал, что «перестал считать себя атакующим хавбеком», потому что и он, и другой хавбек команды, Билл Николсон, всегда «должны были открываться, чтобы получить короткий пас от защитников и тут же передать мяч оказавшемуся рядом инсайду или вингеру».

Именно Роу ввел в обиход правило «проще, точнее, быстрее», которое впоследствии будет ассоциироваться с Тоттенхэмом Николсона. Определение «push-and-run» использовалось для того, чтобы выделить стиль Тоттенхэма на фоне господствовавшего в Англии принципа «kick-and-run», то бишь «бей и беги». Как вспоминал тот же Бёрджесс, «атака могла начаться с нашего вратаря Теда Дитчберна, и, не прибегая к мощно выполненным передачам, продолжаться от игрока к игроку, из обороны – в среднюю линию, а потом – к нападающим». Роу, однако, никогда не любил термин «push-and-run». Впоследствии он вспоминал: «В любом матче можно было увидеть отголоски этого стиля. Команда вдруг выдавала серию из коротких, быстрых передач, когда игроки умно открывались, чтобы получить мяч и отдать пас. Это каждый раз было похоже на удар электрическим током. Особенность Тоттенхэма состоит в том, что мы пытались играть так постоянно».

Именно эта особенность стиля привлекала футболистов. Эдди Бейли, который играл на позиции инсайда в команде Роу, а потом был ассистентом Николсона, рассказывал: «Стремление играть в эту более требовательную, но зато и более увлекательную игру нам передалось благодаря энтузиазму нашего тренера». В беседе с Филом Соаром для официальной истории Тоттенхэма, увидевшей свет в 1982 году, Бейли нарисовал такую картину стиля игры команды: «Мы стали играть иначе. Мы отдавали мяч тому, кто был прикрыт, но при этом другие игроки старались открыться, чтобы появилось больше вариантов для продолжения комбинации. При таком подходе многократно увеличивалась ценность точного паса, и мы, прежде чем отдать передачу, должны были быть уверенными, что другой игрок получит мяч». Это был футбол, который игрался не только на газоне, но и в голове.
Разрушая старый мир

В сезоне 1949/50 Тоттенхэм провел 22 матча без поражений. Шпоры возглавляли таблицу второго дивизиона с первого и до последнего дня. Они финишировали в ранге чемпионов, оторвавшись от ближайшего преследователя на девять очков (когда за победу начислялось только два очка). Они забили больше всех, а пропустили меньше всех. Средняя посещаемость домашних матчей Тоттенхэма составила 54 405 зрителей, а в сумме Уайт Харт Лейн посетили 1,5 млн зрителей.

По ходу сезона Тоттенхэм попал на Сандерленд в рамках 4-го раунда Кубка Англии. Сандерленд занимал третье место в первом дивизионе и многие были уверены, что для Шпор такой соперник станет непреодолимой преградой. Но Тоттенхэм обыграл оппонента со счетом 5:1. После игры и обозреватель «TottenhamWeeklyHerald», и сам Роу заметили, что «Тоттенхэм в других матчах играл получше».

Когда в следующем раунде Тоттенхэм пересекся с Эвертоном и уступил 0:1, пресса, настороженно встретившая появление стиля, поколебавшего привычные устои, подняла вопрос, который впоследствии станет угнетающе знакомым: уместен ли слишком привлекательный стиль игры Шпор, когда необходимы другие методы?

Возвращение в первый дивизион дал Тоттенхэму возможность ответить на этот вопрос. В сезоне 1950/51 команда Роу предстояло соревноваться с ведущими коллективами Англии, которые должны были устроить настоящую проверку ее причудливым континентальным идеям. Но Роу был уверен в команде и методах. На встрече с акционерами в августе 1950 года он заявил, что Тоттенхэм «ни за что на свете» не изменит свой стиль. «С тех пор как в 1925 году изменилось правило офсайда и арсенал внедрил свою систему игры, следует отметить, очень успешно, футбол, на мой взгляд, развивался в неправильном направлении. Я не имею ничего против стиля Арсенала, однако, чтобы быть успешным, он требует игроков определенного типа. Если у вас в команде нет таковых, у вас ничего не получится. Многие клубы пытались копировать стиль Арсенала, не имея для этого необходимых кадровых ресурсов. Этот путь завел их в тупик. Наш метод определенно лучше, он основан на том, что команда важнее отдельных исполнителей. И при этом, я уверен, отдельные исполнители все равно получают больше пользы».

Очень часто судьба отдельного сезона определяется в одном матче – когда важен не просто результат, когда сама победа знаменует появление новой силы, силы, которая разрушает старый порядок. 18 ноября 1950 года лидер Ньюкасл Юнайтед приехал на Уайт Харт Лейн. Шпоры выиграли со счетом 7:0, а Сороки покидали поле ошеломленные, их британский стиль игры был разгромлен. «Telegraph» отметил, что «стиль Тоттенхэма основывается на треугольниках и квадратах, и когда весь механизм работает на скорости, как это случилось в субботу, когда каждый пас вымерен до миллиметра, противостоять этому невозможно».

Кореспондент «TottenhamWeeklyHerald» озаглавил свой материал о матче «Шпоры вдыхают новую жизнь в британский футбол». «Тоттенхэм доказал подавляющее превосходство своего нового стиля… Успешное применение стиля приведет к революции в британском футболе. Точно так же, как клубы пытались найти ответ на игру с тремя защитниками, так и сейчас им придется переопределить свои идеи, чтобы противостоять стилю Тоттенхэма».

Бёрджесс в тот день не мог играть из-за травмы. Он не любил смотреть футбол с трибуны, «но в этом случае я был счастлив оказаться в роли зрителя». «Это было, - продолжает он, - самое прекрасное представление футбола, что я видел в своей жизни… Я был в восторге от нашей манеры «отдай и откройся», и тогда я в первый раз отчетливо понял, почему мы так часто выигрывали благодаря ей. Передо мной открывалась полная картина идеальной гармонии всех линий команды, скорость и совершенство движений, постоянное движение мяча. И даже отличная команда Ньюкасла вынуждена была бесцельно носиться, пытаясь хоть как-то остановить этот водопад голов».

В уже упомянутом материале в «TottenhamWeeklyHerald» не оставалось даже сомнений относительно значимости системы Роу. «Это должно послужить толчком для всего британского футбола, чтобы вернуть его на вершину футбольного мира. Целиком и полностью заслуга в этом обнадеживающем прогрессе Тоттенхэма принадлежит менеджеру Артуру Роу… За короткий период работы с клубом он добился результатов, которые обязательно окажут влияние везде, где играют в первоклассный футбол. Он понял и применил фундаментальную истину, что футбол – командная игра, а только командная игра может принести успех».

В декабре Тоттенхэм впервые за 17 лет оказался на вершине первого дивизиона. В марте в семи матчах Шпоры одержали пять побед и дважды сыграли вничью. 28 апреля 1951 года им нужно было обыграть дома Шеффилд Уэнсдей, чтобы оформить первое чемпионское звание. Победу принес удар Лена «Герцога» Дюкемена. Тоттенхэм стал всего лишь третьим клубом после Ливерпуля (1905 и 1906) и Эвертона (1931 и 1932), кому удалось подряд выиграть чемпионские звания во втором и первом дивизионах.

После заключительного поединка с Ливерпулем тысячи празднующих болельщиков высыпали на поле. Единственное, что они скандировали: «Мы хотим Артура! Мы хотим Артура!» Президент Футбольной Лиги Артур Дрюри, вручая Бёрджессу трофей, сказал коротко: «Я хочу не просто поздравить Тоттенхэм с чемпионством, но и отметить то, в какой манере Шпоры добились этого успеха».

Подводя итоги этого исторического сезона, Роу заявил: «Это истинная правда, что если ты попробуешь раз и тебе понравится, ты попробуешь это еще раз. Именно это мы собираемся сделать – выиграть чемпионат еще раз». Стремление достичь новых высот привело к трагической развязке, заставив Роу распрощаться с Тоттенхэмом.

Два сезона подряд Шпоры не знали себе равных, сотрясая сами основы английского футбола. Они были прогрессивной командой, что было важно в эру, когда, невзирая на громадные усилия британского истеблишмента, игра разрушала все границы. Старые привычки отмирали с трудом, и, как отметил Джонатан Уилсон в своем труде «InvertingthePyramid», «на Тоттенхэм смотрели с подозрением, несмотря на их успех».

Хороший футбол ради хорошего футбола

В пост-чемпионском сезоне Шпоры снова были на высоте, однако финишировали на втором месте, пропустив вперед Манчестер Юнайтед. Кубок Англии по-прежнему ускользал от них. Команда Роу старела, и наставник, пожалуй, виноват в том, что не начал вовремя обновление состава, слишком долго полагаясь на тех, с кем он поднялся на вершину. Результаты Тоттенхэма ухудшались: 10-е место, 16-е, еще раз 16-е, наконец 18-е. Ведущей силой стал первый великий состав МЮ Мэтта Басби. Роу тяжело переживал неудачи. В январе 1954 году с ним случился нервный срыв, вызванный беспокойством и переутомлением. В июле он вернулся к работе, однако поражение от Йорк Сити в 5-м раунде Кубка в феврале 1955 года добило его. С ним случился еще один нервный срыв, и в апреле Роу оказался на больничной койке. В июле он ушел в отставку, понимая, что больше ничего не сможет дать любимому клубу. Роу больше не вернулся на Уайт Харт Лейн.

Но, как и все великие менеджеры, Артур Роу заложил фундамент будущих успехов клуба. Он передал управление командой своему ассистенту Джимми Адамсону, а Билл Николсон вошел в тренерский штаб. На Николсона оказали огромное влияние идеи Роу о том, как следует играть в футбол. В своей книге «GloryGlory, MyLifewithSpurs» он назвал Роу «страстным оратором и мыслителем», признав, что «многое перенял от Артура». Было еще нечто важное, кроме знаний, что досталось Николсону. Точно так же, как для первого великого состава Тоттенхэма ключевым оказалось принятие тренерских идей капитаном Ронни Бёрджессом, так и для стиля Шпор Николсона огромное значение имел капитан Данни Блэнчфлауэр. Он появился в Тоттенхэме благодаря усилиям Роу.

В 1953 году Блэнчфлауэр был самым востребованным полузащитником в Англии, он имел славу вдумчивого, искусного футболиста. Его живой интерес к поиску новых способов ведения и улучшения игры, его привычка обо всем говорить открыто – все это казалось опасным. Но Роу видел в нем единомышленника, и неудивительно, что они легко сработались. В книге «TheDoubleandBefore» Блэнчфлауэр писал о Роу: «Он пользовался огромным уважением. Его философия «push-and-run» и стиль, который привел Тоттенхэм к успеху, были источником вдохновениям для многих молодых игроков». Блэнчфлауэру понравились «честность и прямота» Роу, когда Астон Вилла, его тогдашний клуб, разрешила сторонам вести переговоры. «Он сказал, что я именно тот игрок, которого он искал. Ему нужны были те, кто умели постоять за себя и за свои убеждения, потому что если ты не умеешь постоять за себя, ты не будешь сражаться за него». Пожалуй, ключевой для Блэнчфлауэра стала фраза о том, что «тебе понравится атмосфера в Тоттенхэме, атмосфера хорошего футбола ради хорошего футбола».

Так Роу заполучил игрока, который стал связующим звеном между прошлыми и будущими успехами Тоттенхэма. Блэнчфлауэр перебрался в Астон Виллу из Барнсли в 1951 году и очень скоро разочаровался, считая, что бирмингемскому клубу не хватает амбиций и смелости внедрить новые методы. Выбирая между Арсеналом и Тоттенхэмом, Блэнчфлауэр поверил Роу, который убеждал, что «именно стиль Шпор имеет будущее». Роу понимал, что его чемпионская команда исчерпала себя, и он видел Блэнчфлауэра тем, вокруг кого можно начинать создание нового успешного коллектива. В декабре 1953 года Блэнчфлауэр дебютировал за Тоттенхэм на поле Манчестер Сити, и Роу после матча признался, что «впервые за несколько недель позволил себе расслабиться и наслаждаться игрой».

Однако идиллия продлилась недолго. В феврале 1955 года случилось то самое поражение в Кубке на заснеженном поле в Йорке. «Это стало жестоким ударом для Роу, - вспоминал Блэнчфлауэр. – Вскоре после этого он сломался, не выдержав груза забот и тревог за свою команду. Известие о случившемся с ним очень расстроило. Артур был прекрасным, понимающим человеком, но, видимо, внутренний конфликт подорвал его силы».

В стороне

Роу ушел, но он успел прочно поставить на ноги стиль Тоттенхэма, который существовал и до него, но который он поднял на новый уровень. Блэнчфлауэр оказался более красноречивым популяризатором идей, что раздражало некоторых обозревателей. Он много говорил о «славе», но в этих его словах на самом деле не было ни капли позерства, а только одержимость желанием подняться на новую высоту. В этом он не отличался от Роу. И, как и Роу, Блэнчфлауэр в поисках вдохновения смотрел дальше Британии. В 1958 году на чемпионате мира в Швеции, где сборная Северной Ирландии показала лучший результат в своей истории, он продолжал изучать тактику соперников, перенимая инновации вроде «чистильщика» позади стенки во время розыгрыша штрафного удара. В самолете на обратном пути Блэнчфлауэр заявил Джо Мерсеру и Стэну Каллису, что «в ближайшие несколько лет Тоттенхэм сделает «золотой дубль».

Как мы знаем, он оказался прав. СуперШпоры Билла Николсона в 1961 году выиграли чемпионат и Кубок Англии, а в 1963-м стали первой британской командой, завоевавший европейский трофей – Кубок кубков. Они добились этого, используя стиль игры, повсеместно признанный как обновленная версия «push-and-run» Артура Роу. К тому времени Роу вернулся к работе, но только после того, как перенес малоприятное лечение электрическим током в санатории в Кенте. Его сыну Грэму тогда было 16 лет: «Я не замечал в нем никаких изменений, он всегда был спокойным и сдержанным. Если он что-то и обсуждал, то только с моей мамой. Он многое держал в себе. Я знаю, что самое большое давление на него оказывали один-два членов правления клуба, которые просто не понимали степени преданности отца Тоттенхэму».

По окончании лечения Роу некоторое время работал пресс-секретарем обувной компании, которая производила недорогую обувь. «Он очень много разъезжал, продвигая продукцию компании, - вспоминал Грэм, - но ему не нравилось это занятие, так как по своему характеру отец всегда был домоседом».

Когда Тоттенхэм Билла Николсона начинал исторический сезон 1960/61, Артур Роу принял Кристал Пэлас и сразу же помог команде подняться в третий дивизион. Вернуться на тренерскую скамью его убедил председатель Пэлас Артур Уэйт, при котором клуб в 1960-е годы совершит подъем из четвертого дивизиона в элиту. Грэм Роу вспоминает, что стиль игры Кристал Пэлас был настолько привлекательным, что домашние матчи команды собирали большую зрительскую аудиторию, чем матчи некоторых команд высших дивизионов. «Пэлас провел в его честь прощальный матч – то, что не удосужился сделать Тоттенхэм», - вздыхает Грэм.

В 1963 году болезнь снова заставила Роу оставить тренерскую работу. В 1966-м он ненадолго вернулся на Селхёрст Парк, после чего поработал в Вест Броме, Лейтон Ориент и Миллуолле. «Выполняя работу скаута, он всегда отказывался от почетного приема, предпочитая купить билет на террасу, после чего незаметно отправиться домой», - говорит Грэм.

Тихий революционер

Понятно, что Артур Роу больше не поднялся до высот своего успеха в Тоттенхэме. В начале 1970-х годов он стал куратором Зала Футбольной Славы, который поддерживала Ассоциация профессиональных футболистов. Именно тогда с ним сблизился Норман Гиллер, успешный автор бесчисленных книг о футболе и обозреватель «DailyExpress». Гиллер описывает Роу как «тихого человека, который, когда это было нужно, умел быть напористым». «Он не был ни в коей мере хвастуном, но он не скрывал, что его пребывание в Венгрии помогло становлению новых стандартов футбола. Артур обладал редким умением объяснить любые тонкости игры простым и понятным языком. Он терпеть не мог тактиков, которые любили витиевато трепаться об игре с умным видом. Он называл их фетишистами. «Не усложняйте игру, - часто повторял он. – В детстве я играл в то, что сейчас называется «стеночкой», натурально пробивая по стене дома. Игра все так же проста и мяч по-прежнему круглый». Артур был настоящим джентльменом, всегда тихий и учтивый, он никогда не влезал в разговор и не стремился быть в центре внимания. Мне кажется, что ему не хватало веры в собственные силы, и я уверен, что он не сумел бы справиться с современными примадоннами-миллионерами. Стиль игры его Тоттенхэма в полной мере отражал взгляды Артура на игру, сохраняя простоту, полную самоотдачу и достоинство. Без какого бы то ни было высокомерия он проводил параллели между сборной Венгрии, которая в 1953 году уничтожила Англию на Уэмбли, и его Тоттенхэмом 1950-51 годов. Его глаза оживлялись, когда он говорил: «Только представьте, если бы в атаке моей команды играл Пушкаш…» Он тренировал Ференца, когда тот был еще мальчишкой!»

Другой известный журналист, Брайан Сковелл, запомнил Роу «вежливым и всегда готовым помочь»: «Его стиль игры далеко ушел от флегматичных и предсказуемых норм британского футбола… Из личных бесед с Биллом Николсоном и Альфом Рамзи я знаю, что многие игроки, работавшие с Роу, навсегда усвоили главный принцип – пусть работает мяч».

Артур Роу ушел из жизни 5 ноября 1993 года. В некрологе Редж Дрюри из «Independent» назвал Роу «одним из самых острых умов, который так и не был по достоинству оценен английским футболом». Дрюри вспомнил, что Роу в личной беседе описывал работу тренера, как «умение делать очевидное. Футбол очень простая игра, ее усложняют футболисты. Всегда нужно помнить, что 50% людей, занятых в футболе, обманщики».

Грэм Роу подтверждает, что его отец никогда не любил быть в центре внимания. «Отец был новатором. Он, например, разработал гетры в вертикальную полоску, чтобы игрок, ведущий мяч, лучше различал партнеров по команде. Он был счастлив, когда за него говорили его команды, и надо признать, что его команды были весьма красноречивы. Уверен, любой, кто видел тот Тоттенхэм, помнил его всю жизнь».

Тем не менее имя Артура Роу не вспоминают очень часто, хотя он является ключевой фигурой, повлиявшей на английский футбол, возможно, в самый важный момент. В 1950-е годы подлинные провидцы самоотверженно сражались с истеблишментом, отказывавшимся признавать реальность, чтобы английский футбол перестал отставать от мировых образцов. Роу на личном примере показал, что синтез доморощенных и импортных методов работы дает результат. Он нарушил традиционное для Англии отношение к игре. Роу утверждал, что значение имеет не только победа, но также стиль. При этом он ценил победу так же высоко, как и стиль. Он считал, что можно преследовать обе цели и не изменить при этом футболу.

Свои достижения Роу совершил в чисто английском стиле, то есть не выпячивая собственные заслуги. Он был тихим революционером. Вероятно, именно поэтому его имя постепенно стали вспоминать все реже. Хотя так не должно быть.

Мартин Клоук, TheBlizzard
Аватара пользователя
hotspur
Фил Бил - 417 матчей за Шпоры
 
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 23 фев 2012, 17:44
Средств на руках: 100.00 RS
Откуда: Екатеринбург
Девиз: To Dare Is To Do

Re: Великий Артур Роу

Сообщение DirtyBird » 15 авг 2012, 20:35

hotspur писал(а):
Его последнее публичное выступление было в кресле у себя дома – более чем скромный антураж для одного из самых выдающихся людей футбола. Это была финальная сцена программы, посвященной столетию клуба Тоттенхэм Хотспур. Артуру Роу, менеджеру, который в 1951 году привел команду к первому в ее истории чемпионскому званию, задали вопрос, что для него значит Тоттенхэм. Он долго пытался совладать с эмоциями, что стоило ему немалых усилий. Наконец он взглянул на интервьюера и произнес: «Я люблю Тоттенхэм. Это великий клуб и быть причастным к нему… – эмоции снова захлестнули его, но он сумел буквально прошептать последние слова: быть причастным к нему очень приятно».

Получился очень трогательный эпизод. Режиссер программы явно знал толк в тишине и паузах. Благодаря этому удалось очень точно передать образ Артура Роу, являвшего собой смесь традиционной английской сдержанности и тихой страсти. История Артура Роу – это история о новаторстве и амбициях, о радости и грусти. Это история, которая достойна того, чтобы ее рассказать снова и вернуть тем самым ее героя на заслуженное место.




C 11-й минуты смотрите.
We don't care what the other teams say
What the hell do we care?
For we only know that there's gonna be a show
And the Tottenham Hotspur will be there
Аватара пользователя
DirtyBird
Директор Лэйн
 
Сообщения: 20686
Зарегистрирован: 10 авг 2011, 13:05
Средств на руках: 53.30 RS
Откуда: Великий Новгород, Россия
Девиз: To Dare Is To Do
Чемпион Лиги RS: 2016/17, 2018/19

Re: Великий Артур Роу

Сообщение Prat » 16 авг 2012, 00:28

ОГРОМНЫЙ РЕСПЕКТ за труд!
И честное слово, очень интересно!
"Мужчину, который меняет женщин, ещё можно простить, но мужчину, который меняет команды..."

Ирвин Уэлш "Экстази"
Аватара пользователя
Prat
Алан Гилзин - 429 матчей за Шпоры
 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 24 фев 2012, 23:47
Средств на руках: 100.00 RS

Re: Великий Артур Роу

Сообщение Marklar » 16 авг 2012, 15:02

Спасибо большое за восполнение пробелов в образовании!
"I’m always clear that we are merely the custodians of the club — it was here long before any of us and will be here long after us all." Daniel Levy
Аватара пользователя
Marklar
Патрик Дженнингс - 590 матчей за Шпоры
 
Сообщения: 3962
Зарегистрирован: 24 фев 2012, 12:54
Средств на руках: 8.60 RS
Откуда: г. Новороссийск
Девиз: להעז זה לעשות
Обладатель RS Cup: 2017/18

Re: Великий Артур Роу

Сообщение ostrov » 16 авг 2012, 17:04

DirtyBird писал(а):
hotspur писал(а):
Его последнее публичное выступление было в кресле у себя дома – более чем скромный антураж для одного из самых выдающихся людей футбола. Это была финальная сцена программы, посвященной столетию клуба Тоттенхэм Хотспур. Артуру Роу, менеджеру, который в 1951 году привел команду к первому в ее истории чемпионскому званию, задали вопрос, что для него значит Тоттенхэм. Он долго пытался совладать с эмоциями, что стоило ему немалых усилий. Наконец он взглянул на интервьюера и произнес: «Я люблю Тоттенхэм. Это великий клуб и быть причастным к нему… – эмоции снова захлестнули его, но он сумел буквально прошептать последние слова: быть причастным к нему очень приятно».

Получился очень трогательный эпизод. Режиссер программы явно знал толк в тишине и паузах. Благодаря этому удалось очень точно передать образ Артура Роу, являвшего собой смесь традиционной английской сдержанности и тихой страсти. История Артура Роу – это история о новаторстве и амбициях, о радости и грусти. Это история, которая достойна того, чтобы ее рассказать снова и вернуть тем самым ее героя на заслуженное место.




C 11-й минуты смотрите.


Блин, такая эмоционально-сильная сцена. Как же изменился мир футбола с той поры. Пропала чистота, вырос цинизм.
"We are always confident because we trust our players, and we never give up,"--- said boss Mauricio Pochettino.
Аватара пользователя
ostrov
Стив Перримэн - 851 матч за Шпоры
 
Сообщения: 26601
Зарегистрирован: 23 фев 2012, 15:46
Средств на руках: 100.00 RS
Откуда: Северный Лондон

Re: Великий Артур Роу

Сообщение Marklar » 17 авг 2012, 11:47

Да, так не сыграешь... Крутой дядька.
"I’m always clear that we are merely the custodians of the club — it was here long before any of us and will be here long after us all." Daniel Levy
Аватара пользователя
Marklar
Патрик Дженнингс - 590 матчей за Шпоры
 
Сообщения: 3962
Зарегистрирован: 24 фев 2012, 12:54
Средств на руках: 8.60 RS
Откуда: г. Новороссийск
Девиз: להעז זה לעשות
Обладатель RS Cup: 2017/18


Вернуться в ИГРОКИ-PLAYERS

Кто сейчас на Уайт Харт Лэйн

Сейчас этот форум просматривают: нет Местных пользователей и гости: 12

cron

Рейтинг@Mail.ru